Дошкольный
возраст - период накопления музыкальных впечатлений, интенсивного развития
музыкального восприятия. Музыкально-ритмические
движения - это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в
движении. В зависимости от возрастного развития характер
музыкально-ритмической деятельности детей изменяется.
В раннем
детстве музыкально-ритмическая деятельность малыша выражается в чисто
импульсивной реакции на звуки музыки и отличается большой подражательностью.
Ребенок с радостью бегает, прыгает, приплясывает. Но это еще не исполнение
игры, пляски, а лишь частичное включение в этот процесс. Ребенок двигается
неточно и невыразительно. В эти годы у детей развивается эмоциональная
отзывчивость на музыку, способность слушать ее, запоминать и выполнять
связанные с музыкой движения, показанные взрослым и согласующиеся со словами
песни.
Взрослый,
активизируя ребенка исполнением, побуждает его реагировать веселым двигательным
возбуждением на плясовую мелодию и более спокойно на колыбельную. Возникают
первые проявления эмоционального отклика на музыку посредством движения.
Дети второго и
третьего года жизни готовы к самостоятельным музыкально-двигательным
выражениям. Отображая в играх внешнюю сторону действий персонажей, они пытаются
под влиянием музыки показать их различный характер. При индивидуальном
исполнении могут выполнить отдельные разрозненные действия, затрудняясь
связывать их в целое. Ребята ощущают смену частей произведения (особенно в
двухчастной форме с контрастными построениями) и соответственно изменяют
движения с помощью взрослого. Чувствуя метрическую пульсацию, дети пытаются
отметить ее хлопками.
Сформулируем
конкретные задачи музыкально-ритмического воспитания на музыкальных занятиях:
Основные навыки и умения
|
Задачи |
Общий
характер музыки, регистровые изменения
|
Приучать
двигаться в соответствии с ярко выраженным характером музыки |
Динамические
оттенки |
Изменять
движения соответственно изменению силы звучания (громко-тихо) |
Темповые
изменения |
- |
Метроритм |
- |
Форма
музыкального произведения |
Реагировать
на двухчастную форму |
Эти задачи решаются при выполнении музыкально-ритмических
движений.
К наиболее распространенным видам музыкально-ритмической
деятельности относятся игры, пляски и упражнения.
Музыкальные игры делятся на сюжетные и несюжетные в
зависимости от того, разыгрывают дети определенный сюжет или выполняют игровые
задания.
В сюжетных играх раскрываются образы, показаны действия.
В этих играх сюжетные поэтические тексты, а движения как бы их комментируют.
В
сюжетных играх детей младших групп происходит простейшая имитация движений
(воробушек машет крыльями, зайчик прыгает).
Несюжетные игры не имеют определенной тематики. В них
присутствуют различные игровые задания, элементы пляски, соревнования,
различные построения и перестроения.
Важным видом музыкально-ритмического движения являются
пляски. Они активизируют слух ребенка, вырабатывают четкие красивые движения и
способствуют развитию творческой активности. И в плясках дети различают
характер музыки, форму музыкального произведения и средства музыкальной
выразительности.
Кроме
музыкальных игр и плясок, на музыкальных занятиях с детьми определенное место
занимают упражнения - многократное выполнение одного и того же движения в целях
обучения.
Назначение
упражнений различно:
♦
упражнения, используемые в целях совершенствования основных движений (ходьба,
бег, прыжки);
♦
подготовительные упражнения, в ходе которых разучиваются движения к играм и
пляскам;
♦
образные упражнения, уточняющие различные игровые образы, движения персонажей
сюжетных игр (поступь медведя, прыжки зайца, бег лошади); образные упражнения
дают детям возможность овладеть движениями для выполнения индивидуальных ролей.
Кроме
того, музыкально-ритмические движения способствуют развитию пространственных и
временных ориентировок. Ребенок попадает в такие игровые ситуации, которые
требуют быстрой реакции на изменение в музыке, на движения товарищей,
сталкивается с необходимостью самостоятельного выполнения заданий. Это
развивает его внимание, творческую инициативу.
Следовательно,
занятия музыкально-ритмическими движениями связаны со всеми сторонами
воспитания. Они способствуют умственному, нравственному, эстетическому и
физическому развитию ребенка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий