Музыкально-ритмические движения

  
    Дошкольный возраст - период накопления музыкальных впечатлений, интенсивного развития музыкального восприятия. Музыкально-ритмические движения - это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. В зависимости от возрастного развития характер музыкально-ритмической деятельности детей изменяется.
В раннем детстве музыкально-ритмическая деятельность малыша выражается в чисто импульсивной реакции на звуки музыки и отличается большой подражательностью. Ребенок с радостью бегает, прыгает, приплясывает. Но это еще не исполнение игры, пляски, а лишь частичное включение в этот процесс. Ребенок двигается неточно и невыразительно. В эти годы у детей развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, способность слушать ее, запоминать и выполнять связанные с музыкой движения, показанные взрослым и согласующиеся со словами песни.
Взрослый, активизируя ребенка исполнением, побуждает его реагировать веселым двигательным возбуждением на плясовую мелодию и более спокойно на колыбельную. Возникают первые проявления эмоционального отклика на музыку посредством движения.
    Дети второго и третьего года жизни готовы к самостоятельным музыкально-двигательным выражениям. Отображая в играх внешнюю сторону действий персонажей, они пытаются под влиянием музыки показать их различный характер. При индивидуальном исполнении могут выполнить отдельные разрозненные действия, затрудняясь связывать их в целое. Ребята ощущают смену частей произведения (особенно в двухчастной форме с контрастными построениями) и соответственно изменяют движения с помощью взрослого. Чувствуя метрическую пульсацию, дети пытаются отметить ее хлопками.
 Сформулируем конкретные задачи музыкально-ритмического воспитания на музыкальных занятиях:
Основные навыки и умения

Задачи

Общий характер музыки, регистровые изменения

Приучать двигаться в соответствии с ярко выраженным характером музыки

Динамические оттенки

Изменять движения соответственно изменению силы звучания (громко-тихо)

Темповые изменения

-

Метроритм

-

Форма музыкального произведения

Реагировать на двухчастную форму


Эти задачи решаются при выполнении музыкально-ритмических движений.
К наиболее распространенным видам музыкально-ритмической деятельности относятся игры, пляски и упражнения.
Музыкальные игры делятся на сюжетные и несюжетные в зависимости от того, разыгрывают дети определенный сюжет или выполняют игровые задания.
В сюжетных играх раскрываются образы, показаны действия. В этих играх сюжетные поэтические тексты, а движения как бы их комментируют.
В сюжетных играх детей младших групп происходит простейшая имитация движений (воробушек машет крыльями, зайчик прыгает).
Несюжетные игры не имеют определенной тематики. В них присутствуют различные игровые задания, элементы пляски, соревнования, различные построения и перестроения.
Важным видом музыкально-ритмического движения являются пляски. Они активизируют слух ребенка, вырабатывают четкие красивые движения и способствуют развитию творческой активности. И в плясках дети различают характер музыки, форму музыкального произведения и средства музыкальной выразительности.
Кроме музыкальных игр и плясок, на музыкальных занятиях с детьми определенное место занимают упражнения - многократное выполнение одного и того же движения в целях обучения.
Назначение упражнений различно:
♦ упражнения, используемые в целях совершенствования основных движений (ходьба, бег, прыжки);
♦ подготовительные упражнения, в ходе которых разучиваются движения к играм и пляскам;
♦ образные упражнения, уточняющие различные игровые образы, движения персонажей сюжетных игр (поступь медведя, прыжки зайца, бег лошади); образные упражнения дают детям возможность овладеть движениями для выполнения индивидуальных ролей.
    Кроме того, музыкально-ритмические движения способствуют развитию пространственных и временных ориентировок. Ребенок попадает в такие игровые ситуации, которые требуют быстрой реакции на изменение в музыке, на движения товарищей, сталкивается с необходимостью самостоятельного выполнения заданий. Это развивает его внимание, творческую инициативу.
Следовательно, занятия музыкально-ритмическими движениями связаны со всеми сторонами воспитания. Они способствуют умственному, нравственному, эстетическому и физическому развитию ребенка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий